E-mail: elektroterm@ukr.net

Дизельный или бензиновый? Этот вопрос задает себе большая часть покупателей авто. Дать определенный ответ на этот вопрос – совсем не так просто. В первую очередь требуется рассмотреть определенные особенности обоих типов двигателей, которые позволят принять правильное решение при выборе автомобиля.

Дизельный двигатель

Несомненным плюсом дизельного мотора, применяемого на солидной машине типа КРАЗа, можно считать его экономичность, связанная с меньшим расходом топлива. Объясняется это, во-первых, более высоким КПД за счет увеличения степени сжатия до 20-22 единиц по сравнению с 9-10 у бензинового мотора.

Во-вторых, заметному снижению расхода топлива помогает качественное регулирование рабочей смеси. Это означает, что количество воздуха, подаваемое в цилиндры, не зависит ни от оборотов двигателя, ни от нагрузки – это количество постоянно. А вот количество подаваемого топлива напрямую зависит от нагрузки: с ростом нагрузки увеличивается и расход топлива. Тем не менее, в любом случае, даже при максимальной нагрузке, объем подаваемого топлива в 1.5-1.7 раза меньше, нежели у бензинового двигателя с аналогичным объемом.

Эти два фактора гарантируют высокую эффективность сжигания топлива в дизельных двигателях. Первый фактор – постоянная степень сжатия, когда в конце сжатия не зависят от нагрузки, а второй – более бедная рабочая смесь по сравнению с бензиновым двигателем.

Давно известно, что мощность и расход топлива главным образом зависят от сопротивления воздухоочистителя, который влияет на количество воздуха в цилиндрах, угла опережения впрыска, качественного распыления форсунками топлива, характера его подачи насосом и начальным давлением впрыска.

И здесь появлется еще один отличный фактор дизеля – его более высокая устойчивость отрегулированных параметров системы впрыска топлива в сравнении с бензиновым двигателем. Из вышесказанного становится ясно, почему нужно регулярно следить за качеством очистки воздуха и топлива, за отсутствием перегрева мотора, что тотчас же скажется на работе форсунок и поршневой группы.

Еще одним положительным фактором дизельного двигателя является его большая работоспособность по отношению к бензиновому. Это можно объяснить дизельным топливом, являющимся в какой-то мере смазочным материалом, а также жестко выполненным блоком цилиндров, поршневой группой, головкой блока цилиндров, коленвалом.

Есть у дизельного мотора и специфические недостатки, к которым можно отнести: большая масса, меньшая литровая мощность, повышенный шум, вызываемый более высоким давлением сгорания и трудность запуска при отрицательных температурах воздуха. После пробега в 100 тыс. км запуск бывает еще более затруднен.

Дополнительно, износ плунжерной пары вызывает нарушение герметичности установки иглы форсунки. Это ведет к некачественному распылению топлива при запуске, когда обороты небольшие. При износе цилиндро-поршневой группы, когда обороты небольшие, происходит заметный прорыв сжимаемого воздуха в картер, что не дает возможности достичь требуемого давления и температуры для воспламенения топливной смеси.

Однако существуют элементарные приспособления, позволяющие легко пускать мотор даже при низких отрицательных температурах. Например, одно из таких устройств – это теплообменное устройство, которое на зимнее время устанавливают во впускной коллектор.

Опыт эксплуатации показывает, что изменения в цилиндро-поршневой группе и топливной аппаратуре практически не повышают расход горючего и не снижают мощности двигателя. Главной причиной ремонта становится увеличенный расход масла. Определяется расход по образованию голубого дыма от сгорания масла и потребности более часто доливать его.

Бензиновый мотор

У бензиновых моторов, используемых обычно на легковых автомоблях вроде Москвича, более высока частота вращения коленчатого вала, больший рабочий объем, а вибрация и шум более низкие. Горючая смесь регулируется количеством. Это определяет невысокую степень сжатия на средней мощности – главном режиме работы легковых авто. Это приводит к невысокой эффективности сжигания, а, следовательно, неэффективному расширению, что в конечном итоге ведет к повышенному расходу топлива.

Двигатели в сравнении

Проведенные испытания авто с бензиновым и дизельным двигателем одинаковой мощности показали следующие результаты. Если на номинальных мощностях КПД бензинового двигателя на 20% ниже дизельного, то на отдельных режимах этот разрыв достигает 40% и более. Таким образом, расход горючего на 100 км уменьшается от 25% в условиях городского цикла до 50% – на автобанах.

В последнее время для уменьшения токсичности осуществлено большое количество усовершенствований бензиновых двигателей. Существенно снизился показатель токсичности благодаря введению управляемого непосредственного впрыска поршневым процессором. Несмотря на это ведущие эксперты считают, что в предъявляемых сегодня повышенных требованиях к защите окружающей среды, а также к расходу топлива дизельные двигатели по-прежнему остаются более эффективными.